Судовые холодильные установки

Судовые холодильные установки подразделяют на:

  • производственные

Обеспечивающие проведение производственных (техно-логических) процессов — охлаждение и хранение свежевыловленной рыбы, получение льда для охлаждения рыбы, замораживание и хранение мороженой рыбы, охлаждение и хранение соленой рыбы и консервов;

  • провизионные

Предназначенные для хранения запасов продовольствия для экипажа и пассажиров. А на судах с неограниченным районом плавания обязательно предусматривают холодильную установку для кондиционирования воздуха.

Холодильные установки для морских и речных судов. Устанавливающиеся на судах холодильники могут быть:

  • производственными.
  • провизионными.

В холодильниках второго типа хранится запас продуктов питания для экипажа и имеющихся на борту пассажиров.

Производственные холодильные установки решают следующие задачи в рамках ведущихся технологических процессов:

  • охлаждение свежевыловленной рыбы с ее последующим хранением;
  • генерирование льда для охлаждения продукции;
  • заморозка рыбы с ее последующим хранением;
  • охлаждение засоленной и консервированной рыбы с ее дальнейшим хранением.

Если район плавания для судна не ограничен, то на нем обязательно предусматривается холодильная установка, обеспечивающая кондиционирование воздуха.

Базой для создания судового холодильного оборудования являются стационарные агрегаты, имеющие так называемое морское исполнение. Оно предполагает внесение в их конструкцию определенных изменений и замену отдельных материалов для достижения следующих целей:

  • уменьшение размеров и массы;
  • повышение надежности при вибрациях и качке;
  • возможность охлаждения морской водой.

Чиллеры в судовой системе охлаждения

Размещенные на судне холодильные установки позволяют эффективно охлаждать и хранить выловленную рыбу, а также сохранять при низкой температуре продовольствие для экипажа и пассажиров. Если судно имеет неограниченный район плавания, то в его центральную систему кондиционирования включается чиллер. Это делается потому, что холодильная установка с водяным охлаждением позволяет значительно уменьшить энергозатраты судна.

Для охлаждения трюмов тоже предпочтительно использовать холодильные системы с чиллерами. Это объясняется тем, что непосредственное охлаждение чревато регулярными утечками фреона. При значительных постоянных вибрациях корпуса судна нарушение целостности контура неизбежно.

Охлаждение трюмов и твиндеков на судах

Обычно рассольное, так как правилами морского регистра РФ применение аммиака для непосредственного охлаждения трюмов на судах запрещено. Для охлаждения помещений, предназначенных для хранения мороженых продуктов, применяют чаще всего батарейное охлаждение. Батареи чаще выполняют из гладких труб и реже из ребристых. На ряде судов использованы панельные батареи, занимающие меньший объем, чем рассольные двухрядные батареи. В помещениях, предназначенных для охлаждения продуктов, применяют главным образом воздушное охлаждение. Непосредственное охлаждение аммиаком встречается в аппаратах для замораживания рыбы и льдогенераторах.

При воздушном охлаждении помещений применяют различные системы воздухораспределения. Бесканальные встречаются редко, так как трудно иметь в трюмах достаточный объем для развития струй. Получили распространение системы с нижней сосредоточенной подачей воздуха. В этом случае воздух подается под решетки трюма, проходит снизу вверх и забирается на подволоке. Трюмы и твиндеки могут охлаждаться параллельно (отдельная подача воздуха в каждое помещение) или последовательно.

Генераторы охлаждающих устройств устроены так, что при сильном наклонении судна они не опрокидываются.